СЛОВАРЬ СОЦИОНИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Авторы: Леся Бурдейная, Андрей Божко

А
АКТИВАТОР – это человек из одной с тобой соционической квадры, но полностью противоположен тебе по дихотомиям, кроме вертности (экстра/интроверсии), тут вы схожи. Если он экстраверт, то и ты экстраверт, если он интроверт, то и ты интроверт. В активационных отношениях первый будет иррационалом, второй – рационалом. Пример: Есенин и Горький, Дюма и Робеспьер.

ОТНОШЕНИЯ АКТИВАЦИИодин из 16 видов интертипных отношений в соционике. Состоящие в отношениях активации социотипы называются «активаторами». Существует 8 возможных пар активаторов. Активационные отношения считаются одними из лучших в соционе и чуть ли не вторыми после Дуальных. С одной стороны – в них больше понимания за счёт одинаковой вертности, с другой стороны – отличающийся стиль мышления, за счёт разной нальности (один будет иррационалом, второй - рационалом). Пример: Габен и Достоевский, Жуков и Гамлет.

АКТИВАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ – одна из 8 соционических функций, является 2-мерной и ценностной для социотипа. То есть функция слабая, транслироваться в речи особо не будет, но на информацию по ней есть запрос. Пример: активационная функция Есенина – Структурная Логика.

АУШРА АУГУСТИНАВИЧУТЕ - основоположница соционики (литовка). В конце 60-х - начале 70-х годов познакомилась с типологией Юнга, теорией психоанализа Зигмунда Фрейда и теорией информационного метаболизма Антона Кемпинского, на основе которых разработала теорию соционики. Сама Аугустинавичюте датой рождения соционики называла 1968 год, тогда она поняла, как можно расширить концепцию Юнга. И выстроила 8-компонентную модель психики (модель "А" – модель Аушры) – отсюда 8 функций в психике человека (базовая, творческая, активационная, суггестивная, фоновая, ограничительная, болевая, ролевая).

Б
БАЗОВАЯ ФУНКЦИЯ - одна из 8 соционических функций, является 4-мерной и ценностной для социотипа. Самая сильная функция в психике человека. Через Базовую функцию человек анализирует мир постоянно, наиболее полно и объемно. Рассуждая о разных сферах жизни, он использует больше всего выражений именно по семантике своей Базовой функции. Пример: базовая функция Жукова - Волевая Сенсорика.

БЛ - Белая Логика. Смотри "Структурная Логика"

БИ - Белая Интуиция. Смотри "Интуиция Времени"

БС - Белая Сенсорика. Смотри "Сенсорика Комфорта"

БЭ - Белая Этика. Смотри "Этика Отношений"

Б
ОЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ - одна из 8 соционических функций, является 1-мерной и неценностной для социотипа. Самая слабая функция в психике человека. Это зона игнорирования, наименьшего сопротивления и интереса. По Болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи, желательно без лишних слов. В семантике речи озвучивается крайне редко. Пример: болевая функция Жукова - Этика Отношений.

В
ВОЛЕВАЯ СЕНСОРИКА (может встречаться аббревиатура ЧС – черная сенсорика) – одна из 8 линз восприятия в соционике. Характеризуется восприятием мира, как физического пространства со взаимодействующими в нём объектами; обращает внимание на их внешние, форменные параметры: рельеф, ландшафт, расстояния, формы, объем, высота, ширина, глубина и т.п.. Волевая Сенсорика анализирует расстановку сил, иерархию, статусную принадлежность людей, соизмеряет их волевой и энергетический потенциал, обращает внимание на материальное положение. Сопоставляет и оценивает взаимодействие и взаимовлияние одних сил на другие. Речь волевого сенсорика насыщена описанием внешних параметров, в ней много конкретики и сенсорных метафор, вроде "моё слово - железобетон", "рухнул, как мешок", "стоит, как скала", «не сделаю, только если мне руку оторвет». Пример: базовая функция Жукова – Волевая Сенсорика.

Д
ДЕЛОВАЯ ЛОГИКА (может встречаться аббревиатура ЧЛ – черная логика) - одна из 8 линз восприятия в соционике. Воспринимает мир прагматично, оценивая его объекты с точки зрения практической пользы и рациональной выгоды ("мир и люди в нём, как набор полезных ресурсов"). Деловая логика анализирует эффективность, целесообразность и оптимальность действий, решений, поступков, устройств, механизмов и алгоритмов. Мыслит события, людей и даже отношения, как некие ресурсы, алгоритмы, подчинённые законам логики. В речи деловой логик использует большое количество глаголов, часто описывает любые феномены действиями (например, не "хороший человек", а "человек, совершающий хорошие поступки"). Пример: базовая функция Джека Лондона – Деловая Логика.

ДЕЛОВОЙ ПАРТНЕР – человек из соседней соционической квадры, с которым у тебя идентичные Творческая, Фоновая и Болевая функции, а также совпадает вертность (экстраверсия/интроверсия) и нальность (рациональность/иррациональность). Пример: Дюма и Есенин, Штирлиц и Гюго.

ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - один из 16 видов интертипных отношений в соционике. Существует 8 возможных пар социотипов, состоящих в деловых отношениях. Состоящие в деловых отношениях социотипы называются «деловыми партнерами». Деловые партнеры оба экстраверты либо интроверты, оба рационалы либо иррационалы. Болевая, Творческая и Фоновая функции деловиков тоже идентичны. Деловые отношения считаются перспективными в соционике. Пример: Джек Лондон и Гамлет, Бальзак и Габен.

ДИХОТОМИИ – 8 основных параметров, образующих социотип. Они же составляют 4 пары дихотомий: сенсорика/интуиция, этика/логика, экстраверсия/интроверсия, рациональность/иррациональность. Юнг вывел три пары взаимоисключающих дихотомий (он установил их на практике, наблюдая за людьми) - сенсорика составляет дихотомию с интуицией, этика с логикой, интроверсия с экстраверсией, рациональность с иррациональностью (последнюю пару дихотомий вывела Аушра Аугустинавичуте, основываясь на трудах Юнга). Почему взаимоисключающих? Потому что в психике человека превалирует только один из двух способов мышления, а это уже повод отнести человека к интровертам, а не экстравертам, к примеру. Это как половая принадлежность: либо вы мужчина, либо женщина. Точно также человек не может быть в равной степени этиком и логиком: что-то первично, а что-то вторично. Когда сочетание всех восьми дихотомий определено - становится известен социотип человека. Пример: логико-интуитивный интроверт, рационал – это Робеспьер, сенсорно-этичный экстраверт, иррационал – это Наполеон.

ДУАЛ – это человек отличного от тебя соционического типа, все сильные стороны которого соответствуют твоим слабым. Дуалы принадлежат к одной соционической квадре и идеально дополняют друг друга. Потому дуальные отношения считаются наиболее перспективными в общении. Пример: дуал Есенина - Жуков, дуал Джека Лондона - Драйзер.

ДУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - один из 16 видов интертипных отношений, описываемых в соционике. Состоящие в дуальных отношениях социотипы называются «дуалами». Существует 8 возможных дуальных пар. Дуальные партнёры принадлежат к одной квадре, один из них экстраверт, другой — интроверт. Дополняемость заключается в том, что, к примеру, если один из партнёров логик, то другой — этик; если один сенсорик, то другой — интуит. При этом, у дуалов всегда совпадает признак нальности: дуалы либо оба рационалы, либо оба иррационалы. Пример: Робеспьер и Гюго, Гексли и Габен.

З
ЗАКАЗЧИК – человек из соседней соционической квадры, Базовая функция которого является твоей Фоновой. Для заказчика ты являешься подзаказным. Пример: Джек Лондон - заказчик для Жукова, Робеспьер - заказчик для Габена.

ПОДЗАКАЗНЫЙ – человек из соседней соционической квадры, Фоновая функция которого является твоей Базовой. Для подзаказного ты являешься заказчиком. Пример: Робеспьер – подзаказный для Есенина, Наполеон – подзаказный для Горького.

ОТНОШЕНИЯ ЗАКАЗА – один из 16 видов интертипных отношений, в соционике. Называются ассиметричными, потому как среди двух социотипов, состоящих в отношениях заказа, один является заказчиком, другой – подзаказным. У каждого социотипа в соционе есть свой заказчик и свой подзаказный. Отношения заказа считаются неперспективными в соционике.

ЗЕРКАЛЬЩИК – человек из твоей соционической квадры, схожий с тобой по всем дихотомиям, кроме рациональности-иррациональности, интроверсии-экстраверсии. Если посмотреть на функции зеркальщиков в Модели «А», то они на 100% зеркально отражены. Там, где у тебя Базовая – у Зеркальщика – Творческая, где у тебя Творческая – у зеркальщика – Базовая. Там, где у тебя Ролевая, там у зеркальщика Болевая, и наоборот. Пример: Штирлиц и Габен, Бальзак и Джек Лондон.

ЗЕРКАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – один из 16 видов интертипных отношений в соционике. Существует 8 возможных пар зеркальщиков. Состоящие в зеркальных отношениях социотипы называются «зеркальщиками». Зеркальщики принадлежат к одной соционической квадре, их функции зеркально отражены в модели А. Считаются перспективными в общении. Пример: Есенин и Гамлет, Робеспьер и Дон Кихот.

И
ИНТЕРТИПНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (ИТО) - особенности взаимодействия между представителями соционических типов. Всего выделяют 16 типов соционических отношений: тождественные, дуальные, отношения активации, зеркальные, родственные, полудуальные, деловые, миражные, отношения суперэго, отношения квазитождества, отношения полной противоположности, конфликтные, отношения заказа, отношения ревизии. Интертипные отношения делятся на благоприятные, неблагоприятные, нейтральные.

ИНТРОВЕРТ - человек ориентированный на восприятие внутреннего единства, склонен к рефлексии, самокопанию, самоанализу; внимание сфокусированное, однонаправленное; молчалив. Плюс: сосредоточенность, сфокусированность, глубина, концентрация. Минус: субъективность, упускание возможностей, закрытость, инертность. Внимание направлено не столько на сами объекты, сколько на свои ощущения и переживания по поводу них. Первично отношение к объекту, а сам объект вторичен. Происходящие события проходят фазу рефлексии, пропускаются через себя, и лишь затем проговариваются. Речь интроверта более субъективная, «я-кающая», углубляющаяся внутрь вопроса. Интроверту проще подстроиться под созданные жизненные условия, чем самому создавать новые. Углубление интереса для интроверта легче, чем расширение. Восприятие интроверта, в целом, более глубокое, но менее объективное, чем экстраверта. Образная аналогия: интроверт «выкопает один глубокий колодец, в то время как экстраверт выроет много неглубоких». Для составления мнения интроверту проще глубоко осмыслить данные из одного источника, чем поверхностно сопоставлять чужие мнения. Отдача энергии интроверта направлена внутрь и ориентирована на сохранение (у экстраверта – на расходование). Потому, среднестатистический интроверт выглядит спокойным, усидчивым и молчаливым. Внимание сфокусированное, ему легче, чем экстраверту, выполнять одно дело, не отвлекаясь на другое. Работа в людном месте способна снизить продуктивность.
Пример: Робеспьер, Есенин, Достоевский, Бальзак, Дюма, Габен, Горький, Драйзер.

ИНТУИТ - человек теорий, абстракций и мира идей; установка на происходящее «всегда и везде» (в отличие от сенсорика, сосредоточённого на «здесь и сейчас»). Плюс: развитая фантазия, оригинальность, креативность. Минус: нерешительность, "много слов, мало дела". У интуита основной источник информации - память, воображение, чутье, интуиция. Лучше работает с абстрактной информацией (теории, история, философия, метафизика), любит прослеживать неочевидные взаимосвязи. Интуит склонен «улетать» в собственные мысли, выпадать из реальности. Восприятие «дальнозорко» - осмысливает мир «за горизонтом» (за гранью чувственного восприятия), а потому проявляет дальновидность, креативность, склонен размышлять о возможном развитии событий, а не о том, что находится перед ним здесь и сейчас. Интуит заранее проживает предстоящие ситуации, а потому не испытывает большой включённости тогда, когда те наступают. С одной стороны, интуит не способен отдаться силе момента, с другой – может объёмно проживать любые события в уме. Пример: Робеспьер, Бальзак, Есенин, Достоевский, Джек Лондон, Дон Кихот, Гамлет, Гексли.

ИНТУИЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (может встречаться аббревиатура ЧИ – черная интуиция) - одна из 8 линз восприятия в соционике. Воспринимает мир, как микс различных категорий и возможностей. Густо совмещает в речи категории из далёких сфер и категорий ("Я Маша, люблю синий цвет. А вы знали, что синий цвет можно получить из чернил каракатицы, которая водится в Средиземном море? Никогда не была на Средиземном море. А моя сестра была..."). Описывая что-либо, часто углубляется в перечисление вариантов развития событий, способов применения, развивает идеи, перебирает возможности. Внимание интуита возможностей многовекторное, поверхностное, распыленное. В речи интуита возможностей часто звучат обобщающие абстрактные категории в стиле «как-то, что-то, куда-то, какой-то, всякое, разное». Пример: речь героини Энн из фильма «Энн из Зеленых Крыш».

ИНТУИЦИЯ ВРЕМЕНИ (может встречаться аббревиатура БИ – белая интуиция) - одна из 8 линз восприятия в соционике. Воспринимает мир глобально, склонна к идеализации и обобщению, обыкновенные "локальные" объекты встраивает в более широкий смысловой и временной контекст. Интуит времени способен мыслить в историко-футуристической перспективе, оценивая настоящее через призму прошлого и возможного будущего, анализирует дух времени, актуальные тренды, общественные тенденции, веяния и течения. Интуит времени способен мыслить образно, символически, фантазировать, придумывать метафоры и с головой погружаться в вымышленные миры. В речи интуита времени часто можно услышать отсылки ко времени, темпу, трендам, образные высказывания, метафоры. Пример: базовая функция Бальзака и Есенина – Интуиция Времени.

ИРРАЦИОНАЛ - человек спонтанный, непоследовательный, меняющийся, нацеленный на процесс. Плюс: гибкий, переключаемый, лёгкий на подъем. Минус: спонтанный, непредсказуемый, зависит от вдохновения. Иррационал ориентируется на: непосредственное восприятие, ощущения, впечатления, быстрее реагирует на смену ситуации; гибкий и более приспособляемый, непредсказуемый, безмятежный, динамичный. Движущая сила иррационала - впечатление. Доверяет ощущениям, ищет возможности для их испытать. Иррационал склонен достигать нескольких целей разом, параллельно и вразброс. Иррационал действует без заготовок, потому сосредоточен на текущей ситуации. Это дает возможность быстрее и гибче реагировать на изменения. Иррационал - человек более спонтанный, его стиль - "Давайте начинать, по ходу разберемся!". Иррационал чаще рационала перепрыгивает с темы на тему, его речь непоследовательная, несколько сбивчивая, затрагивает больше тем, чем того требует контекст. Пример: Бальзак, Есенин, Жуков, Наполеон, Гексли, Дон Кихот, Габен, Дюма.

К
КВАЗИТОЖДИК – человек из конфликтной соционической квадры с идентичными твоим дихотомиями, за исключением нальности. Что касается функций, то у одного из двух квазиков этиков, к примеру, сильной и ценностной будет Этика Эмоций, у другого – Этика Отношений. Из двух квазиков интуитов у одного будет сильной и ценностной Интуиция Времени, у другого – Интуиция Возможностей. Пример: Достоевский и Есенин, Дон Кихот и Джек Лондон.

КВАЗИТОЖДЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - один из 16 видов интертипных отношений в соционике. Состоящие в квазитождественных отношениях социотипы называются «квазитождиками». Существует 8 возможных пар квазитождиков. Они принадлежат к конфликтным соционическим квадрам и при всей схожести дихотомий, отличаются функциями. Если квазитождики - сенсорики, то один из них обязательно Сенсорик Комфорта, а другой – Волевой Сенсорик. При этом все дихотомии у квазиков идентичны, кроме рац-иррац. Отношения квазитождества считаются нейтральными в соционике. Пример: Робеспьер и Бальзак, Горький и Габен.

КОНФЛИКТЕР – человек из конфликтной тебе соционической квадры с противоположными дихотомиями и функциями. Базовая функция конфликтера приходится на твою Болевую, и наоборот. Пример: Штирлиц и Есенин, Дюма и Джек Лондон.

КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – один из 16 видов интертипных отношений в соционике. Состоящие в конфликтных отношениях социотипы называются «конфликтерами». Существует 8 возможных пар кофликтеров. Суть конфликтных отношений в том, что конфликтеры 24/7 транслируют семантику болевых функций друг друга, что воспринимается обоими, как белый шум. Длительное общение с конфликтером вызывает утомляемость и непонимание. Считаются самыми неблагопритными в соционике. Пример: Бальзак и Гюго, Дон Кихот и Драйзер.

Л
ЛОГИК - человек фактов и закономерностей между объектами; принципиален. Плюс: точный, объективный, рассудительный, прямолинейный. Минус: слабая эмпатия, резкость, топорность в отношениях. Логик лучше разбирается в механизмах, устанавливает взаимосвязи, оперирует цифрами. Логик в большей степени руководствуется необходимостью (нужно / не нужно). Внимание логика, сосредоточено на фактах, закономерностях, причинах и следствиях: «как было \ как стало», «почему \ потому». Логик часто может упоминать много количественных и цифровых показателей (3 штуки, 269 раз, 8 километров, 2 часа, 20-й этаж, 10 школ и т.п.), когда в этом даже нет особой необходимости. В речи логик более точен, чем этик. А потому, выражается более «сухо», сдержанно, не приправляя высказывания большим количеством эпитетов и словесных украшений. Логик способен «рубить правду-матку», не смягчая выражений. Ему свойственно называть вещи своими именами. Если говорить о роли логиков и этиков образно, то логики – это суть (скажем, сама конфета), а этики – это упаковка (обёртка). Конфета, сама по себе, может быть хороша, но без должной презентации её никто не купит. Логик - штаб, этик - фронт. Работа в штабе должна быть максимально предметной и производительной - там и так все «свои люди», потому формальности, манерность и дифирамбы излишни – важен результат. Другое дело, фронт – там осуществляется диалог со второй стороной, и важно, чтобы были установлены доверительные, приятные отношения, а это поприще этиков. Пример: Робеспьер, Бальзак, Жуков, Штирлиц, Джек Лондон, Дон Кихот, Максим Горький, Габен.

М
МИРАЖНИК – человек из соседней соционической квадры с такой же Творческой, Фоновой и Болевой функцией, как у твоего дуала. Потому миражник вызывает интерес, общение с ним поначалу очень напоминает общение с дуалом. Пример: Дон Кихот и Есенин, Достоевский и Гюго.

МИРАЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - один из 16 видов интертипных отношений в соционике. Состоящие в миражных отношениях социотипы называются «миражниками». Существует 8 возможных пар миражников. Миражник похож на дуала идентичной с ним Творческой, Фоновой и Болевой функцией, но Базовая функция миражника является для другого не ценностной. Миражные отношения считаются перспективными в соционике. Пример: Робеспьер и Штирлиц, Гамлет и Драйзер.

П
ПОЛУДУАЛ – человек из соседней соционической квадры, с которым у тебя совпадают дихотомии этика-логика или сенсорика-интуиция, а в остальных дихотомиях отношения дублируют дуальные. Пример: Есенин и Наполеон, Гюго и Горький.

ПОЛУДУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – один из 16 видов интертипных отношений в соционике. Состоящие в полудуальных отношениях социотипы называются «полудуалами». Существует 8 возможных пар полудуалов. Полудуальные отношения относятся к хорошим и вообще самым перспективным за пределами своей квадры. Полудуалы совпадают по логике / этике или интуиции / сенсорике, в отличие от дуалов. Полудуала можно вычислить по базовой функции – она будет такой же, как и у дуала. Пример: Дюма и Гексли, Жуков и Бальзак.

ПП-шник – человек из конфликтной тебе соционической квадры, с которым у вас совпадают все дихотомии, кроме интроверсии-экстраверсии, но по функциям вы совершенно отличаетесь. Если твоя Базовая функция – Интуиция Времени, то у твоего пп-шника базовой будет Интуиция Возможностей. Пример: Гексли и Есенин, Бальзак и Дон Кихот.

ОТНОШЕНИЯ ПОЛНОЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ - один из 16 видов интертипных отношений в соционике. Состоящие в отношениях полной противоположности социотипы называются «пп-шниками» (не путать с Правильным Питанием). Существует 8 возможных пар пп-шников. ПП-шники отличаются всеми функциями, хоть и совпадают по дихотомиям (кроме вертности). Среди двух пп-шников базовых этиков, один будет Этиком Эмоций, другой – Этиком Отношений, и т.д. Отношения полной противоположности считаются неперспективными в общении. ПП-шников часто путают типировщики, которые определяют социотип исключительно по дихотомиям, не анализируя при этом функции. Отношения ПП считаются неблагоприятными в соционике. Пример: Гамлет и Достоевский, Наполеон и Дюма.

Р
РАЦИОНАЛ - человек предусмотрительный, последовательный, постоянный, нацеленный на результат. Плюс: последовательный, предсказуемый, стабильный. Минус: ригидный, растерянный в новых условиях. Рационал в большей степени ориентируется на разум и традиции, нежели на ощущения. Стремится следовать принятому решению, ему труднее, чем иррационалу, в процессе менять мнение и подстраиваться под новую ситуацию. Рационал более ригидный, твёрдый, неподатливый, предсказуемый, чем иррационал. Также рационал кажется более осторожным и постоянным. Рационал склонен достигать целей поэтапно, одна за другой, готовиться: формировать поэтапный план действий и обосновывать (рационализировать) для себя смысл его выполнения. Средний рационал, в отличие от иррационала, разговаривает более последовательно, держится установленной нити разговора, редко отвлекаясь на другие темы. Пример: Робеспьер, Достоевский, Гюго, Штирлиц, Джек Лондон, Гамлет, Горький, Драйзер.

РЕВИЗОР – человек из соседней соционической квадры с такой же Базовой функцией, как и у твоего конфликтера. Творческая функция ревизора идентична твоей Базовой. Пример: Джек Лондон – ревизор Есенина, Дюма – ревизор Гамлета.

ПОДРЕВИЗНЫЙ – человек из соседней соционической квадры, Болевая функция которого приходится на твою Базовую. Пример: Гюго – подревизный Есенина, Габен – подревизный Гюго.

ОТНОШЕНИЯ РЕВИЗИИ – один из 16 видов интертипных отношений, описываемых в соционике. Называются ассиметричными, потому как среди двух социотипов, состоящих в отношениях ревизии, один является ревизором, другой – подревизным. У каждого социотипа в соционе есть свой ревизор и свой подревизный. Отношения ревизии считаются неперспективными в соционике.

РОДСТВЕННИК – человек с такой же, как у тебя базовой функцией. Родственник совпадает с тобой в нальности, вертности и сенсорике-интуиции. Если ты, к примеру, интуит интроверт иррационал, то и родственник твой интуит интроверт иррационал. Пример: Бальзак и Есенин, Дон Кихот и Гексли.

РОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – один из 16 видов интертипных отношений, в соционике. Состоящие в родственных отношениях социотипы называются «родственниками». Существует 8 возможных пар родственников, и все они из разных квадр. У родственников идентичными являются базовые функции, а творческая (вторая по силе) одного приходится на болевую другого. Две из четырёх функций у родственников будут одинаково ценностными. Ну и две, соответственно, НЕценностными. Пример: Дюма и Габен, Штирлиц и Джек Лондон.

РОЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ – одна из 8 соционических функций, является 2-мерной и неценностной для социотипа. То есть функция слабая, озвучиваться в речи особо не будет. Подробная информация по ролевой воспринимается ровно, кажется непонятной и бессмысленной. Пример: ролевая функция Есенина – Сенсорика Ощущений.

С
СЕМАНТИКА РЕЧИ - это слова, словосочетания и смысловые категории, которыми ты описываешь мир. Пример: «Чувство внутреннего беспокойства не давало мне покоя. Как он мог так бесчестно поступить? Ведь это же неправильно!» – семантика Этики Отношений. «День, в котором еда была, лучше дня, в котором ее не было» - описание еды семантикой Интуиции Времени. Любое явление можно описать семантикой одной из восьми соционических функций.

СЕНСОРИК
– человек практики, конкретики и мира вещей; установка на происходящее здесь и сейчас (в отличие от интуита, сосредоточенного на «всегда и везде»). Плюс: конкретный, внимательный, исполнительный. Минус: слабые фантазия и образное мышление, недальновидный. У сенсорика основной источник восприятия — собственные органы чувств и ощущения тела. Сенсорик собран, чаще находится в «здесь» и «сейчас». Восприятие «близоруко» - лучше видит мир «до горизонта», потому проявляет практичность, деловитость и кажется недальновидным. Сенсорик не склонен заранее проживать в уме предстоящие события, потому он более включен в момент их наступления. С одной стороны, воображение сенсорика ограничено, с другой – он может отдаться силе момента. Сенсорик выражается конкретно, описывая пространство и его свойства. Пример: Гюго, Жуков, Наполеон, Штирлиц, Дюма, Горький, Драйзер, Габен.

СЕНСОРИКА КОМФОРТА (может встречаться аббревиатура БС – белая сенсорика) - одна из 8 линз восприятия в соционике. Чувствительна к органам восприятия (осязание, обоняние, слух, нюх, зрение). Сенсорик комфорта весьма разборчив в ощущениях и потребностях тела (как своего, так и чужого). Склонен обращать внимание на свойства, материалы, температуры и цвета вещей. Речь сенсорика комфорта насыщена подробностями описаний физического мира. Часто насыщает речь конкретными деталями и подробными описаниями; не говорит "в общем-целом", напротив - дотошен в мелочах. Склонен к продумыванию и созданию уюта, комфорта, эргономичности и удобств. Обладает практично-прикладным складом мышления (не столько теоретик, сколько исполнитель). Чутко различает и озвучивает разницу физических состояний всевозможных объектов. В речи сенсорика комфорта часто звучат отсылки к «удобно, комфортно, холодно, жарко, твердый, мягкий, мягкий свет, резкий свет, приглушенный и т.д.». Пример: базовая функция Дюмы и Габена - Сенсорика Комфорта.

СОЦИОНИКА - это психологическая типология, которая делит людей на 16 типов в зависимости от восприятия ими окружающего мира.

СОЦИОТИП - это один из 16 типов в соционике. У каждого социотипа есть свои сильные и слабые стороны, в зависимости от ведущих линз восприятия (может встречаться аббревиатура ТИМ – Тип Информационного Метаболизма)

СТРУКТУРНАЯ ЛОГИКА (может встречаться аббревиатура БЛ – белая логика) - одна из 8 линз восприятия в соционике. Воспринимает мир, разбивая его на категории, компоненты, элементы, составляющие, анализирует, структурирует и упорядочивает информацию, использует констатирующие, усложненные формулировки и речевые конструкции. Речь структурного логика насыщена цифрами, статистическими данными, объективными фактами. Оценивает логичность / не логичность информации. Различает и озвучивает закономерности и взаимосвязи между объектами. Ищет и описывает причинно-следственные связи. Формулировки использует беспристрастные, без описания чувств. В речи структурного логика часто можно услышать слова в стиле «категория, разряд, вид, тип, особь, увеселительные мероприятия, расслабляющие действия», а также обезличивание живых объектов по типу «поддерживающий состав» (в значении «люди, работающие в отделе поддержки»). Пример: базовая функция Робеспьера и Горького - Структурная Логика.

СУПЕРЭЖНИК – человек из конфликтной тебе соционической квадры, с которым у вас совпадает только дихотомия вертности и нальности. Твоя Творческая функция приходится на Болевую твоего суперэжника, и наоборот. Пример: Габен и Есенин, Горький и Достоевский.

ОТНОШЕНИЯ СУПЕРЭГО - один из 16 видов интертипных отношений в соционике. Состоящие в отношениях суперэго социотипы называются «суперэжниками». Существует 8 возможных пар суперэжников. Суперэжники обязательно из конфликтных квадр, и Творческая функция одного приходится на Болевую другого. Несмотря на то, что у суперэжников совпадает вертность и нальность, отношения суперэго считаются одними из неперспективных в соционе. Пример: Гюго и Джек Лондон, Наполеон и Дон Кихот.

СУГГЕСТИВНАЯ ФУНКЦИЯ - одна из 8 соционических функций, является 1-мерной и ценностной для социотипа. То есть функция слабая, транслироваться в речи особо не будет, но на информацию по ней есть запрос. Пример: суггестивная функция Есенина - Волевая Сенсорика.

Т
ТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ - одна из 8 соционических функций, является 3-мерной и ценностной для социотипа. Вторая по силе (после Базовой) функция в психике человека. Через Творческую функцию человек анализирует мир в режиме вкл-выкл, но также полно и объемно. Рассуждая о разных сферах жизни, он использует много выражений именно по семантике своей Творческой функции. В среднем, в речи Базовая и Творческая звучат почти поровну. Пример: творческая функция Жукова - Структурная логика.

ТОЖДИК - это человек одного с тобой соционического типа. Все сильные и слабые стороны тождиков абсолютно идентичны. Пример: Есенин и Есенин, Габен и Габен, Дюма и Дюма.

ТОЖДЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – один из 16 видов интертипных отношений в соционике. Состоящие в тождественных отношениях социотипы называются «тождиками». Существует 16 возможных тождественных пар. Тождики принадлежат к одной квадре и имеют идентичные сильные-слабые стороны. Тождественные отношения – это отношения максимального взаимопонимания. Пример: Джек Лондон и Джек Лондон, Драйзер и Драйзер.

Ф
ФОНОВАЯ ФУНКЦИЯ - одна из 8 соционических функций, является 4-мерной (как и Базовая), но неценностной для социотипа. Фоновая функция совпадает с Болевой дуала, потому озвучиваться в речи обильно не будет, ее цель - закрывать Болевую дуала по умолчанию. Пример: фоновая функция Жукова - Деловая Логика.

ФУНКЦИИ СОЦИОНИЧЕСКИЕ – каналы восприятия информации из окружающего мира. Выделают базовую, творческую, фоновую, активационную, суггестивную, ролевую, ограничительную и болевую. Отличаются мерностью и ценностностью для конкретного социотипа . Пример: Этика Эмоций у Есенина – творческая, трехмерная, ценностная. Деловая Логика у Есенина – болевая, одномерная, не ценностная.

Ч
ЧИ - Чёрная Интуиция. Смотри "Интуиция Возможностей"

ЧЛ - Чёрная Логика. Смотри "Деловая Логика"

ЧС - Чёрная Сенсорика. Смотри "Волевая Сенсорика"

ЧЭ - Чёрная Этика. Смотри "Этика Эмоций"

Э
ЭКСТРАВЕРТ - человек ориентированный на восприятие внешнего множества; внимание расфокусированное, многонаправленное, говорит, чтобы думать. Плюс: полинаправленность, объективность, инициативность, коммуникабельность. Минус: слабая сосредоточенность, расфокусированность, низкая концентрация, неусидчивость. Экстраверты создают необходимые жизненные условия и ориентированы на восприятие самих объектов (процессов, людей, событий, ощущений). Экстраверты испытывают бОльшую потребность в поступлении новой информации, чем интроверт. Экстраверты в больше степени ориентированы на поиск новой информации, а не на анализ уже имеющейся. Потому экстраверт поверхностен, но более объективен, чем интроверт. Экстраверт чувствует себя угнетенным в обстановке, где нет ни людей, ни событий и не поступает новой информации. Внимание экстраверта расфокусированное, ему легче, чем интроверту, выполнять одновременно несколько дел. Посторонние источники информации вызывают оживление и интерес. Потому работа в людном месте не раздражает, а благоприятствует продуктивности экстраверта. Отдача энергии экстраверта направлена наружу и ориентирована на её расходование. Потому, среднестатистический экстраверт выглядит активным, подвижным и разговорчивым. Экстраверт без труда может занять лидерство в больших социальных группах. Чего не скажешь об интроверте, который более эффективен в маленьких социальных группах. Экстраверты создают условия и расширяют системы, налаживают связи между ними. Как аналогия – экстраверт выкопает много неглубоких колодцев, в то время как интроверт выроет один глубокий. Пример: Гюго, Жуков, Наполеон, Штирлиц, Дон Кихот, Гамлет, Гексли, Джек Лондон.

ЭТИК - человек мнений и отношений между субъектами; компромиссен. Плюс: эмпатичность, эмоциональность, гибкость, чувствительность. Минус: неконкретность, импульсивность, топорность в деловой сфере. Этики лучше разбираются в людях, следят за настроением, создают нужную атмосферу. Этик в большей степени ориентируется на чувства «нравится / не нравится». Внимание этика направлено на чувственную, морально-нравственную оценку: «это хорошо / это плохо», «лучше / хуже». Если этики одушевляют даже неодушевленный мир, говоря, «Моя машиночка, заводись, хорошая!», то логики обезличивают даже одушевленный мир: «Мой муж – это мое топливо, мой ресурс!». Этик может высказывать свое мнение, озвучивать чувства и отношения людей, даже если его об этом не спрашивали. Этик менее точен, чем логик. Скажем так, этик часто бывает неточен в выражениях, так как при передаче смысла, большое внимание уделяется тому, как его преподнести и подать. Этики обычно «заходят издалека», любезничают, смягчают прямые высказывания. Если говорить о роли логиков и этиков образно, то логики – это суть (скажем, сама конфета), а этики – это упаковка (обёртка). Конфета, сама по себе, может быть хороша, но без должной презентации её никто не купит. Логики - "штаб", этики - "фронт". Работа в штабе должна быть максимально предметной и производительной - там и так все «свои люди», потому формальности, манерность и дифирамбы излишни – важен результат. Другое дело, фронт – там осуществляется диалог со второй стороной, и важно, чтобы были установлены доверительные, приятные отношения, а это поприще этиков. Речь этика мягкая, в ней больше любезностей, чем в речи логика, также речь этика более образная, чем у логика. Пример: Есенин, Достоевский, Наполеон, Гюго, Гамлет, Гексли, Дюма, Драйзер.

ЭТИКА ЭМОЦИЙ (может встречаться аббревиатура ЧЭ – черная этика) – одна из 8 линз восприятия в соционике. Воспринимает мир и людей через призму атмосферы, настроений, душевных состояний и эмоций, которые они вызывают. Этик эмоций проявляет эмоциональное разнообразие, широкую палитру настроений и чувственность; глубоко и тонко чувствует мир эмоций; способен ярко выражать все их оттенки и полутона. Анализирует, впитывает, перенимает и воспроизводит чужие состояния, имеет задатки к пародированию, актёрским навыкам. В речи, для достижения более сильного эффекта, часто использует гипертрофирующие, преувеличивающие или преуменьшающие смысл "крайние" формулировки, вроде "ужасно", "потрясающе", "абсолютно всегда", "никогда-никогда" и т.п. Пример: базовая функция Гамлета и Гюго - Этика Эмоций.

ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ (может встречаться аббревиатура БЭ – белая этика) – одна из 8 линз восприятия в соционике. Этик отношений склонен к эмпатичному восприятию, рефлексии, анализу чужих и своих мотивов. Этика Отношений склонна подмечать и анализировать симпатии и антипатии людей, анализировать степень нравственности поступков, обращает внимание на то, как принято и не принято поступать в обществе, правила и нормы морали, поведения в обществе, положено / не положено, следует / не следует. Также описание качеств: добродушный, ответственный, приветливый, добрый, щедрый, гнусный, плохой, хороший. Ещё, если человек интроверт, то это описание и анализ своих состояний, ощущений, переживаний, самокопание, анализ происходящего через призму своих чувств ("Я ощущала дискомфорт, находясь рядом с ним, было неприятно слушать правду о себе", "Мне очень импонируют такие люди, нравится их стиль жизни"). Пример: речь героини Энн из фильма «Энн из Зеленых Крыш».

Ю
ЮНГ КАРЛ - швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии. Автор системы типологии личности, основанной на понятии психологической установки, которая может быть экстравертной либо интровертной и на преобладании одной из основных психических функций — мышления (логика), чувства (этика), ощущения (сенсорика) или интуиции.

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ