3.1. КРИТИК | БАЛЬЗАК | INTP
Самый скептичный тип личности


ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Общее описание
Бальзак (Критик) - это самый скептичный социотип. В первую очередь, он воспринимает мир через свою главную линзу - Интуицию Времени (Время). Потому он склонен рассматривать локальные события и объекты, как часть более глобальных процессов ("контекстомыслие") и анализировать, какими обретениями или потерями отразиться в будущем то или иное решение. Например, Критик, отвечая на вопрос "Ну что, купил велосипед?", может ответить: "Нет, решил не спешить, потому что через 3 месяца поступит новая партия и цена на мою модель снизится. К тому же, более актуальными станут электробайки...". Таким образом, даже обсуждение предметных и бытовых тем с Критиком могут заходить довольно далеко в прошлое или будущее, перемещаясь в более глобальный контекст.

Сильная Деловая Логика (Технологии) побуждает Бальзака анализировать мир с точки зрения наличия и применения полезных ресурсов, выгоды и практической пользы. Критик склонен анализировать эффективность, целесообразность и оптимальность действий, решений, поступков, устройств и механизмов. Ему относительно легко даётся выстраивание технологичных процессов, поиск и нахождение рабочих алгоритмов, автоматизация, оптимизация энергообмена. В совокупности две главные линзы восприятия работают так, что Бальзак воспринимает объекты, события, людей и даже отношения, как некие ресурсы, при грамотном использовании которых, можно добиться увеличения эффективности / доходов / благ.

Поскольку Бальзак интроверт-интуит (стимульная группа "Понимание" - к ней также относятся Робеспьер, Есенин и Достоевский), он склонен к рефлексии, самоанализу, уединению, сосредоточению и усидчивости. Воспринятое сперва пропускается через себя, и лишь затем выдаётся наружу. Достаточно сильным мотивом может быть изучение, исследование, анализ, узнавание и понимание. То есть любые знания и информация ценны сами по себе.

Поскольку Бальзак иррационал, он описывает объекты с точки зрения ощущений, которые они вызывают. На практике это означает, что в большей степени он руководствуется формулировкой "Желаю делать так, как я это чувствую", нежели "Необходимо сделать корректно и правильно". Также иррациональность отражает некоторую нелинейность и переключаемость внимания Критика от одного дела к другому.

Речь Критика можно назвать размеренной, вдумчивой, философствующей, при этом часто сомневающейся, ироничной и саркастичной. Также она беспристрастная, констатирующая, деловитая, с использованием множества глаголов, отражающих процессы и алгоритмы действий. Также для Бальзака характерны обобщения, глобализация, феноменологизация (когда простые вещи рассматриваются с точки зрения общих феноменов, тенденций, истории и закономерностей), помещение во временной контекст. Редко звучат эпитеты и прочие слова-украшения. Чаще озвучиваются голые фактические данные, нередко подкреплённые цифрами, процентами, временными затратами.

Также для Бальзака является ценной информация по Волевой Сенсорике (Сила) и Этике Отношений (Отношения). Эти функции у него слабые, но информация по ним весьма желанна. В жизни это проявляется так, что Критику тяжело корректно выстроить личные границы и не нарушить чужие, нелегко общаться согласно этикету и учитывать статус собеседника, трудно применять напор и инструменты давления. Бальзаку нелегко проявить эмпатию или оценить чужие чувства, мотивы и поступки с точки зрения этики и морали. Также, из-за характерного "улетания" в мир открывающихся перспектив, ему трудно сосредоточиться на происходящем прямо "здесь и сейчас" и позаботиться об эмоциональном состоянии собеседника, учесть его настроение, верно истолковать намёки и проявить умеренную решительность. Потому он с благодарностью принимает заботу и помощь в этих сферах. Также это проявляется в том, что в его речи мало чувственности, душевности, красочности, а также предметных, материально-сенсорных деталей и подробностей.

Самая слабая сторона Бальзака - Этика Эмоций (Эмоции). Во-первых, это говорит о том, что такие категории, как "драматизм", "эмоциональная атмосфера", "романтика", "восхищение", "трагедия", "печаль" анализируются им с трудом, недолго, и учитываются в последнюю очередь. Во-вторых, это часто выражается в обесценивании драматизирующего, эмоционально-насыщенного поведения, а также, таких явлений, как идеализация, мечта и утопия. Трудно проявить эмоциональное разнообразие, энтузиастичность, вдохновлять других, играть мимикой и интонацией, задавать настроение в коллективе. В-третьих, в восприятии, а следственно, и в речи Критика попросту мало слов из категории Этики Эмоций. Всё это делает его непригодным в сферах, которые этого требуют (театр, кино, музыка, проведение праздников, анимация, озвучивание, режиссура). Как следствие – он часто выглядит безразличным, ровным, в чём-то угрюмым (по факту, это просто ровное выражение лица). А с таким набором характеристик редко становятся душой компании. По простому, Бальзак не пригодится там, где нужно веселить народ, создавать оживлённую атмосферу, вдохновлять на подвиги, играть роль идейного лидера и оратора.

Таким образом, Критик - прирождённый бизнес-аналитик, банкир, экономист, деловод, оптимизатор, историк, футуролог, консультант по тайм-менеджменту. Как никто другой, он способен просчитать расходы, доходы и риски, обнаружить недостатки системы, оценить временные траты на выполнение различных задач, выдать целостный взгляд, и оптимальное решение с учётом возможных последствий.

Важно: описание социотипа - это не описание человека целиком. Социотип отражает лишь часть психики, которая ответственна за восприятие и обработку информации. Потому подобное описание является почти всегда утрированным и преувеличенным, когда мы применяем его к реальной личности со своими желаниями, опытом и ценностями. В жизни признаки социотипа могут быть не настолько ярко выраженными.
Почему "Бальзак"?
Оноре де Бальзак – известный французский писатель, автор произведений «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», «Музей настоящего и будущего» и уж навреняка все в школе читали «Гобсека» - рассказ о ростовщике, который славился самой щепетильной честностью во всем Париже. Так же примечательным и популярным выдался роман «Брачный контракт», где описан брак парижского джентельмена и испанской наследницы.

Родился Оноре 20 мая 1799 года во Франции (город Тур) в семье крестьянина. Отец Бернар Франсуа Бальсса имел юридическое образование, занимался бизнесом, перепродавая земли нищих и разорившихся дворян. Такое ведение дел приносило ему прибыль, и вскоре после великой Французской революции Франсуа решил изменить родную фамилию, чтобы стать «ближе» к интеллигенции. В качестве «родственника» Бальсса выбрал писателя - Жана-Луи Гез де Бальзака. С тех пор семья жила под фамилией Бальзак. Такое явление носит название "аноблирование" – приобретение дворянского звания лицами недворянского происхождения. В те времена это было нормой в развитых странах Европы.

Мама будущего писателя имела аристократические корни и очень длинное сложное имя - Анне-Шарлотте-Лауре Саламбье. Она была намного моложе отца (даже пережила сына) и происходила из обеспеченной семьи парижского торговца сукном. Из-за сложных семейных перипетий, внебрачных детей и т.д., уход за Оноре лежал на кормилице. Отец Бальзака, ставший после революции помощником мэра города Тура, мечтал сделать сына адвокатом. Он отдал его сначала в Вандомский колледж, а потом в Парижскую школу права.

В Вандомском колледже Оноре не понравилось сразу. Он плохо учился и никак не мог наладить контакт с педагогами. Контакты с семьей во время учебы были запрещены, деткам разрешали видеться с родителями лишь на Рождество, а условия жизни были довольно суровыми. В 14 лет Оноре тяжело заболел, и его отправили домой. В колледж он больше не вернулся, закончив его заочно. Несколько лет все думали, что Оноре не справится с болезнью, но мальчик выкарабкался.

Директор колледжа писал в своих воспоминаниях о Бальзаке: «Начиная с четвёртого класса его парта всегда была полна писаниями…». Оноре с ранних лет увлекался чтением, особенно его привлекало творчество Руссо, Монтескье, Гольбаха, Гельвеция и других французских просветителей. Также он пробовал писать стихи и пьесы, однако его детские рукописи не сохранились. Его сочинение «Трактат о воле» было отнято учителем и сожжено на его глазах. Позже свои годы детства в учебном заведении писатель опишет в романах «Луи Ламбер», «Лилия в долине». Роман «Луи Ламбер» - автобиографический. Потому в нем можно смело отслеживать семантику речи писателя. Она там интуитивная и рефлексирующая. От философских рассуждений в стиле "Долгое время я не понимал поэзии и богатства, скрытых в сердце и в мозгу моего товарища. Мне надо было дожить до тридцати лет, чтобы наблюдения мои созрели и отстоялись, чтобы луч живого света осветил их заново, чтобы я понял значение явлений, неопытным свидетелем которых я был; я наслаждался ими, не объясняя себе ни их величия, ни механизма, я даже забыл некоторые из них и запомнил только самые яркие; но теперь моя память привела все в порядок, и я постиг тайны этого плодовитого ума, вспоминая о пленительных днях нашей юной дружбы. Только время дало мне возможность проникнуть в смысл событий и фактов, которыми богата эта никому не известная жизнь, подобная жизни многих других людей, потерянных для науки." ...до описаний издевательств, которому подвергались ученики колледжа в случае непослушания. Когда об этом пишет Деловой логик, эти описания выглядят, как пошаговая инструкция.

Возвращаемся к Бальзаку. Как вы поняли, писателем он все же стал. Проработав три года (1816–1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле вовлекла Бальзака в крупные долги. В одних жизнеописаниях Бальзака называют настоящим трудоголиком, мол, так любил писать, что работал по 15 часов в сутки и публиковал по 5-6 романов за год. В других источниках пишут, что ему просто хотелось побыстрее рассчитаться с долгами. В любом случае, к Бальзаку постепенно начала приходить слава.

Бальзак писал о том, что его окружало: о жизни Парижа и французской провинции, о жизни бедняков и аристократов. Его романы были скорее философскими новеллами, раскрывающими всю глубину существующих тогда во Франции социальных противоречий и тяжесть социальных проблем. Постепенно Бальзак объединил все написанные им романы в один большой цикл, названный им «Человеческой комедией». Цикл разделен на три части : «Этюды о нравах» (в эту часть, например, вошел роман «Блеск и нищета куртизанок»), «Философские этюды» (сюда вошел роман «Шагреневая кожа»), «Аналитические этюды» (в эту часть автор включил отчасти автобиографические произведения, такие, например, как «Луи Ламбер»). Этика Отношений + Деловая Логика, завернуты в семантику Интуиции Времени.

Приведём несколько красочных цитат Бальзака: "Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?", "Счастливый человек-тема нестерпимо скучная", "К вечеру человек-вексель становился обыкновенным человеком, а слиток металла в его груди – человеческим сердцем", "Миром правит золото, а золотом правит ростовщик." - Оноре де Бальзак, роман Гобсек

В этой последней цитате, как мне кажется, раскрывается вся суть романа. А образ ростовщика Гобсека - пожалуй, один из самым монументальных в его творчестве. Бальзака часто называют предсказателем будущего, мол, прошло столько времени, и вот миром правят деньги. Сам Бальзак довольно скептично отзывался о предсказаниях. Предсказывать будущее можно с таким же успехом, как, завидев человека в мундире пожарного, предсказывать, что он будет гасить огонь – говорил он.

Бальзаку часто приходили письма от фанатов его творчества. Одно из таких писем вылилось в настоящую любовь. В начале 1833 г. Бальзак вступил в переписку с графиней Ганской. Из этой переписки возник роман, который продолжался 17 лет и закончился браком за несколько месяцев до смерти романиста. Памятником этого романа служит целый том писем Бальзака к госпоже Ганской, изданных затем под названием «Письма к незнакомке». В продолжение этих 17 лет Бальзак по-прежнему без устали работал, и кроме романов писал разные статьи в журналах. В 1835 он начал сам издавать журнал «Парижская хроника»; это издание продолжалось чуть больше года, и в результате принесло ему 50.000 франков.

В 1838 Бальзак покидает Париж на несколько месяцев. И с целью обогатиться и покончить наконец с долгами, отправляется в Сардинию, где собирается эксплуатировать серебряные копи, известные еще во времена римского владычества. Предприятие это оканчивается неудачей, так как более ловкий делец воспользовался его идеей и перебил ему дорогу. Пока Бальзак думал, Джек сделал... шутка.

В 1845 году Бальзака наградили Орденом почетного легиона, а 18 августа 1850 года, он умер на 52-м году жизни. Причина смерти — гангрена, развившаяся после того, как он поранил ногу об уголок кровати. В других источниках отмечено, что гангрена развилась на фоне патологического сосудистого артрита.

Похоронили писателя со всеми возможными почестями. Известно, что его гроб во время похорон поочередно несли все выдающиеся литераторы Франции того времени, включая Александра Дюма и Виктора Гюго. Слышала аргумент в пользу того, что Бальзак на самом деле не Бальзак, потому что сам Виктор Гюго о нем хорошо отзывался. Но соционические конфликтёры не равно конфликт и ненависть. Если человек талантлив, то почему бы не сказать об этом. Мы ж не динозавры какие-то: «у него другая линза восприятия – я не буду нести его гроб»...

«Господин де Бальзак был одним из первых среди великих, одним из лучших среди избранных... Все его произведения составляют одну книгу, книгу живую, блистательную и глубокую, где живёт, движется и действует страшная, жуткая и вместе с тем реальная наша современность... Сам того не зная, хотел ли он того, или нет, согласился бы он с этим или нет, - автор этого огромного и причудливого творения был из могучей породы писателей-революционеров" - Надгробная речь Виктора Гюго на похоронах Бальзака.

Автор текста: Леся Бурдейная
Что такое ИЛИ и INTP
ИЛИ: аббревиатура, означающая, что Бальзак – Интуитивно-Логический Интроверт
INTP: аббревиатура, используемая для обозначения Бальзака в типологии MBTI. Расшифруется, как Introverted iNtuitive, Thinking, Perceiving
Описание через стихии
Такое сочетание стихий описывает человека интеллектуального, изобретательного, дальновидного, эрудированного, проницательного в деловой сфере, с развитым деловым, системным, интуитивным мышлением. Лучше всего работает с информацией: нахождение, обработка и анализ информации, разработка теорий, прогнозирование, генерация идей, оптимизация, просчёт рисков, преподавание. Всё то, что нельзя потрогать руками, но можно осмыслить головой, может стать подходящей профессией.
Тенденции во внешности
Задумчивый, рассудительный вид, плавные, замедленные жесты. Серьезный, анализирующий взгляд. Высокий интеллектуализированный лоб, чаще полноватые губы, подбородок овальный. Глазные яблоки часто бывают выразительно большими. Черты лица мягкие, скруглённые.
Характерное поведение
Любит говорить на тему истории и футуристики (возможного развития событий в будущем), инфраструктуры, оптимизации и инновационных технологий. Выражение лица чаще всего ровное и невозмутимое.
Пройди короткий тест по соционике и узнай свой социотип!
Close

ГЛАВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Описание по дихотомиям
ЦЕННОСТНЫЕ ФУНКЦИИ
Первостепенные интересы
НЕЦЕННОСТНЫЕ ФУНКЦИИ
Второстепенные интересы

РЕКОМЕНДАЦИИ
И проблемные зоны

ВИДЕО-ОПИСАНИЕ
Подробно и в деталях

ПОЛОЖЕНИЕ НА ТАБЛИЦЕ
Среди других социотипов
Робеспьер аналитик соционика INTJ

СОВМЕСТИМОСТЬ
С другими социотипами
ПЛОХОЕ
ПОНИМАНИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

Робеспьер, Гюго,
Дон Кихот, Дюма

СЕМЬЯ ВОЗДУХА
Альфа-квадра
СРЕДНЕЕ
ПОНИМАНИЕ

ОРГАНИЗАТОРЫ

Есенин, Жуков, Гамлет, Максим Горький
СЕМЬЯ ОГНЯ
Бета-квадра
ЛУЧШЕЕ
ПОНИМАНИЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
Бальзак, Наполеон, Джек Лондон, Драйзер
СЕМЬЯ ВОДЫ
Гамма-квадра
ХОРОШЕЕ
ПОНИМАНИЕ

МАСТЕРА
Достоевский, Штирлиц, Гексли, Габен
СЕМЬЯ ЗЕМЛИ
Дельта-квадра

ФОТО ГАЛЕРЕЯ
Владимир Познер
Журналист
Земфира
Певица
Б. Гребенщиков
Музыкант
Аврил Лавин
Певица

ВИДЕО по теме

16 СОЦИОТИПОВ

ХОЧЕШЬ ОПРЕДЕЛИТЬ
СВОЙ СОЦИОТИП?

МЕНЯ ИНТЕРЕСУЕТ
Close
Есть вопрос? Задайте его здесь!
Базовая функция
ВРЕМЯ | ИНТУИЦИЯ ВРЕМЕНИ
Это самая сильная сторона социотипа. Через Базовую функцию человек анализирует мир постоянно, наиболее полно и объемно. Рассуждая о разных сферах жизни, он использует больше всего выражений именно по своей Базовой функции

Человек с Базовой Интуицией Времени:
  • Воспринимает мир глобально, склонен к идеализации и обобщению
  • Обладает контекстным мышлением: обыкновенные "локальные" объекты встраивает в более широкий смысловой и временной контекст
  • Способен мыслить в историко-футуристической перспективе, оценивая настоящее через призму прошлого и возможного будущего
  • Анализирует дух времени, актуальные тренды, общественные тенденции, веяния и течения
  • Оценивает уместность и своевременность тех или иных процессов во времени, способен интуитивно угадывать удачный момент для действий, а также прогнозировать временные затраты
  • Способен мыслить образно, символически, фантазировать, придумывать метафоры и с головой погружаться в вымышленные миры
Часто употребляемые категории Интуитов Времени:
Время, временно, прошлое, будущее, настоящее, момент, скоро, быстро, медленно, тянучий, когда, некогда, миг, вечность, мгновение, пауза, продолжительность, своевременность, современный, сроки, календарь, было, будет, будущее, прошлое, теперь, ныне, нынче, давече, вешний, ветхий, старый, новый, прежний, по прежнему, настоящее время, потом, периодичность, ждать, догонять, успеть, поколения, планирование, прогнозирование, план, прогноз, спешка, скорость, ускорение, замедление, ритм, темп, долго, стратегия, перспектива, предчувствие, назревание, предупреждение, предвидение, изменение, развитие, история, тенденция, молодость, старость, современность, эволюция, скоро, раньше, позже, быстрее, с тех пор, с года, месяца, дня, часа, секунды, на протяжении, смена лет, эпоха, век, столетия, ускориться, промедление, медлить, торопиться, идут годы, внезапно, летом, весной, осенью, зимой, утром, днём, вечером, ночью, тысячелетие, терять время, «после того, как», «перед тем…», «как вдруг», «в духе времени».

Интуиты времени о себе:
«Я везунчик. У меня отлично развито ощущение времени. Я интуитивно знаю сколько уйдет времени на какое-то дело, что-то всегда подсказывает мне изнутри где и когда мне надо появиться, когда пора выходить или завершить начатое. Но часто не хватает решительности, силы воли и какой-то настойчивости, жесткости, что ли».

Базовая Интуиция Времени также у социотипа Есенин
Творческая функция
ТЕХНОЛОГИИ | ДЕЛОВАЯ ЛОГИКА
Творческая функция - вторая по силе. Через неё человек воспринимает и отдаёт в режиме «вкл / выкл», то есть использует её во всю силу, но только по необходимости. Также, как и по Базовой функции, категорий по Творческой функции много в речи и сферах интересов

Человек с Творческой Деловой Логикой:
  • Воспринимает мир прагматично, оценивая его объекты с точки зрения практической пользы и рациональной выгоды ("мир и люди в нём, как набор полезных ресурсов")
  • Анализирует эффективность, целесообразность и оптимальность действий, решений, поступков, устройств, механизмов и алгоритмов
  • Мыслит события, людей и даже отношения, как некие ресурсы, алгоритмы, подчинённые законам логики
  • Склонен автоматизировать и механизировать даже то, что автоматизации не поддаётся
  • В речи использует большое количество глаголов, часто описывает любые феномены действиями (например, не "хороший человек", а "человек, совершающий хорошие поступки")
  • Имеет задатки к деловым, организаторским и оптимизаторским способностям
  • Зачастую, без особых усилий осваивает мир компьютеров, новых технологий, внутреннее устройство различных механизмов и интерфейсы приложений
  • Часто проявляет трудолюбие, амбициозность, непоседливость, деловитость
Часто употребляемые категории Деловых логиков:
Действие, оптимизация, выгода, производительность, изготовление, технология, оптимально, дело, деловой, экономика, бюджет, результат, практика, качество, сырье, деятельность, реализация, работа, процесс, технология, труд, трудовой, обработка, устройство, функция, функционирование, функциональность, целесообразность, польза, прагматизм, покраска, ремонт, шлифовка, разработка, верстка, верстать, винтить, сделка, пакеты акций, ценные бумаги, подпись, доверенность, дарчая, купля, продажа, торги, торговля, товар, продукция, услуги, документация, документы, ресурсы, оборот, коэффициент полезного действия, конструкция, конструирование, администрирование, инструмент, механизм, метод, квалификация, навык, умение, производство, стоимость, цена, ценообразование, успех, предпринимательство, предприятие, реклама, детали, «аскеровочный раскос», «опалубка», «дюбель», «болты и шурупы», «делай по такому принципу».

Деловые логики о себе:
«Я трудоголик. Хорошо ориентируюсь в рабочих вопросах, мне не трудно разобраться во внутренней структуре работы компании или в устройстве каких-то механизмов. Разные денежные схемы, тема предпринимательства дается мне легко. Единственное, мне бывают непонятны мотивы и правила поведения людей. Чужая непоследовательность заводит меня в тупик. Хотелось бы лучше разбираться в людях».

Творческая Деловая логика также у социотипа Габен
Суггестивная функция
СИЛА | ВОЛЕВАЯ СЕНСОРИКА
Суггестивная функция - слабая, но ценностная. По ней трудно отдавать самому, но это то, чего хочется получить от других. По Суггестивной функции человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в поддержке и рекомендациях

Как проявляется человек с Суггестивной Волевой Сенсорикой:
  • Слабо обращает внимание на характеристики внешнего пространства, находящиеся в поле зрения объекты, их физические свойства и форменные параметры
  • Трудно проявлять быстроту реакции, решительность, сноровку и другие волевые качества, чтобы это было соразмерно требованиям ситуации (часто бывают крайности)
  • В общении сложно отличить незначительную претензию от агрессивного вызова и оказать соразмерный отпор
  • Небольшое значение придаёт статусам, иерархии, классовой принадлежности людей и вещей
  • Люди с Суггестивной Волевой Сенсорикой почти никогда не выглядят «круто», властно, внушительно, вызывающе или агрессивно
В чём нуждается:
  • В помощи с мотивацией, продвижением, социальными инициативами, агрессивными стратегиями, жестким подавлением, когда оно необходимо
  • В помощи по выстраиванию и защите личных психологических границ и внешнего позиционирования
  • В оценке и обустройстве физического и материального пространства
  • В тренерстве и менторстве в сфере физических тренировок и спорта

В чем плюс: слабая Волевая Сенсорика не препятствует развитию Интуиции Времени, что дает проявиться дальновидности, фантазии, умению предвидеть события в долгосрочной перспективе

Суггестивная Волевая Сенсорика также у социотипа Есенин

Активационная функция
ОТНОШЕНИЯ | ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ
Активационная функция - слабая, но ценностная. По ней трудно отдавать самому, но это то, чего хочется получить от других. По Активационной функции человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в поддержке и рекомендациях

Как проявляется человек с Активационной Этикой Отношений:
  • Проявляет неискушенность в сфере человеческих чувств, мотивов и намёков
  • Склонен к игнорированию потребности в психологической саморефлексии и эмпатии
  • С трудом оценивает и удовлетворяет чужие психологические и эмоциональные потребности
  • Испытывает сложности в подробном описании человеческих чувств, эмоциональных состояний, взаимоотношений, морально-нравственных характеристик
В чём нуждается:
  • Нуждается в психологической поддержке и эмпатии, а также советах по теме отношений
  • Не откажется от помощи в осознании собственных эмоциональных потребностей и способах их выражения
  • В разъяснении чужих чувств, их значении, смыслах и мотивах поступков других людей
В чем плюс: слабая Этика Отношений не препятствует развитию Деловой Логики, это дает проявиться рациональности, эффективности, умению оптимизировать рабочие процессы

Активационная Этика Отношений также у социотипа Габен
Фоновая функция
ПОРЯДОК | СТРУКТУРНАЯ ЛОГИКА
Фоновая функция - сильная, не ценностная. Информация по этой функции воспринимается и понимается легко и полно. Но длительные, подробные рассуждения в этой сфере представляются скучными и бессмысленными. По Фоновой функции проще делать, чем говорить.

Как проявляется человек с Фоновой Структурной Логикой:
  • Воспринимает мир, разбивая его на категории, компоненты, элементы, составляющие; анализирует, структурирует и упорядочивает информацию
  • Использует констатирующие, "сухие" формулировки и речевые конструкции
  • Оценивает логичность / не логичность информации. Различает закономерности и взаимосвязи между объектами
  • Ищет и находит причинно-следственные связи явлений
  • Формулировки использует беспристрастные, без описания чувств
В чём нуждается:
  • В создании эмоционально оживлённой атмосферы, инициативной и вдохновляющей энергии от людей с более развитыми энтузиастичными качествами, веселостью, энергичностью, лёгкостью.
Фоновая Структурная логика также у социотипа Габен
Ограничительная функция
КРЕАТИВ | ИНТУИЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Ограничительная функция - средняя по силе, не ценностная. Информация по этой функции воспринимается нейтрально. Длительные, подробные рассуждения в этой сфере кажутся не очень интересными. По Ограничительной функции проще делать, чем говорить.

Как проявляется человек с Ограничительной Интуицией Возможностей:
  • Зачастую, он игнорирует или обслуживает эту сферу "на автомате", пока не назреет реальная необходимость вмешаться; тут нет особого интереса и внимания
В чём нуждается:
  • В помощи по Интуиции Возможностей нуждается исключительно по необходимости и по запросу
  • В остальном, лучше не беспокоить человека подробностями по этой теме
Ограничительная Интуиция Возможностей также у социотипа Есенин
Ролевая функция
КОМФОРТ | СЕНСОРИКА КОМФОРТА
Ролевая функция - средняя по силе, не ценностная. Информация по этой функции воспринимается нейтрально. Длительные, подробные рассуждения в этой сфере кажутся не очень интересными. По Ролевой функции проще делать, чем говорить.

Как проявляется человек с Ролевой Сенсорикой Комфорта:
  • Зачастую, он игнорирует или обслуживает эту сферу "на автомате", пока не назреет реальная необходимость вмешаться; тут нет особого интереса и внимания
В чём нуждается:
  • В помощи по Сенсорике Комфорта нуждается исключительно по необходимости и по запросу
  • В остальном, лучше не беспокоить человека подробностями по этой теме
Ролевая Сенсорика Комфорта также у социотипа Есенин
Болевая функция
ЭМОЦИИ | ЭТИКА ЭМОЦИЙ
Болевая функция - слабая, не ценностная. Это зона игнорирования, наименьшего сопротивления и интереса. По Болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи, желательно без лишних слов

Как проявляется человек с Болевой Этикой Эмоций:
  • Проявляет эмоциональную сдержанность или холодность
  • Склонен к крайним формам эмоционального самовыражения (нет чувства меры)
  • С трудом выдаёт адекватную оценку чужим эмоциональным состояниям
В чём нуждается:
  • Нуждается в эмпатии, а также помощи в сфере самовыражения и проявления чувств
  • Не откажется от помощи в создании необходимой эмоциональной атмосферы
  • В содействии по созданию ярких презентаций и "упаковок"
В чем плюс: Слабая Этика Эмоций не препятствует развитию Структурной Логики, что дает проявиться объективности восприятия, трезвому анализу, умению представлять полную картину мира, корректно связывать между собой причины и следствия

Болевая Этика эмоций также у социотипа Габен
По дихотомии Интуиция / Сенсорика
ИНТУИТ
Интуит – человек теорий, абстракций и мира идей; установка на происходящее «всегда и везде» (в отличие от сенсорика, сосредоточённого на «здесь и сейчас»).

Плюс
: развитая фантазия, оригинальность, креативность.
Минус: нерешительность, "много слов, мало дела".

  • У интуита основной источник информации - память, воображение, чутье, интуиция. Лучше работает с абстрактной информацией (теории, история, философия, метафизика), любит прослеживать неочевидные взаимосвязи.
  • Интуит склонен «улетать» в собственные мысли, выпадать из реальности. Восприятие «дальнозорко» - осмысливает мир «за горизонтом» (за гранью чувственного восприятия), а потому проявляет дальновидность, креативность, склонен размышлять о возможном развитии событий, а не о том, что находится перед ним здесь и сейчас.
  • Интуит заранее проживает предстоящие ситуации, а потому не испытывает большой включённости тогда, когда те наступают. С одной стороны, интуит не способен отдаться силе момента, с другой – может объёмно проживать любые события в уме.
Какие профессии подходят интуитам
- Где нужно создавать новые идеи, концепции и строить прогнозы
- Где деятельность связана с прошлым и будущим, а не с настоящим
- Где работа предполагает множество абстрактных понятий
- Где важна креативность и оригинальность

Примеры профессий для интуитов
Научный сотрудник, ученый, преподаватель, программист, аналитик, библиотекарь, юрист, математик, шоу-мен, актёр, ведущий, оратор, коммуникатор, инфо-бизнесмен, пиарщик, режиссер, сценарист, драматург, певец, музыкант, психолог, журналист, теле- и радио-ведущий, HR и подбор кадров, страховой агент, переводчик, инженер
По дихотомии Этика / Логика
ЛОГИК
Логик - человек фактов и закономерностей между объектами; принципиален.

Плюс: точный, объективный, рассудительный, прямолинейный
Минус: слабая эмпатия, резкость, топорность в отношениях

  • Логик лучше разбирается в механизмах, устанавливает взаимосвязи, оперирует цифрами.
  • Логик в большей степени руководствуется необходимостью (нужно / не нужно).
  • Внимание логика, сосредоточено на фактах, закономерностях, причинах и следствиях: «как было \ как стало», «почему \ потому».
  • Логик часто может упоминать много количественных и цифровых показателей (3 штуки, 269 раз, 8 километров, 2 часа, 20-й этаж, 10 школ и т.п.), когда в этом даже нет особой необходимости.
  • В речи логик более точен, чем этик. А потому, выражается более «сухо», сдержанно, не приправляя высказывания большим количеством эпитетов и словесных украшений.
  • Логик способен «рубить правду-матку», не смягчая выражений. Ему свойственно называть вещи своими именами. Если говорить о роли логиков и этиков образно, то логики – это суть (скажем, сама конфета), а этики – это упаковка (обёртка). Конфета, сама по себе, может быть хороша, но без должной презентации её никто не купит.
  • Логик - штаб, этик - фронт. Работа в штабе должна быть максимально предметной и производительной - там и так все «свои люди», потому формальности, манерность и дифирамбы излишни – важен результат. Другое дело, фронт – там осуществляется диалог со второй стороной, и важно, чтобы были установлены доверительные, приятные отношения, а это поприще этиков.
Какие профессии подходят логикам
- Где предполагается анализ, оптимизация, логистика, создание структуры и деловые отношения
- Где нужно работать с сутью, механизмами, устройствами, содержанием
- Где важны разум, точность, принципиальность

Примеры профессий для логиков
Предприниматель, финансист, маркетолог, деловод, оптимизатор, логист, аудитор, проектировщик, разработчик технологий, инженер, тестировщик, организатор, военный, администратор, учёный, исследователь, физик, химик, аналитик, социолог, автомеханик, машиностроитель, металлург, механик, технолог, товаровед, строитель, мастер ремонта, верстальщик веб-сайтов, оператор электростанций и конвееров, шофер, машинист, картограф, завхоз, архитектор, хирург
По дихотомии Интроверсия / Экстраверсия
ИНТРОВЕРТ
Интроверт – человек ориентированный на восприятие внутреннего единства; внимание сфокусированное, однонаправленное; молчалив.

Плюс: сосредоточенность, сфокусированность, глубина, концентрация
Минус: субъективность, упускание возможностей, закрытость, инертность

  • Внимание направлено не столько на сами объекты, сколько на свои ощущения и переживания по поводу них. Первично отношение к объекту, а сам объект вторичен.
  • Происходящие события проходят фазу рефлексии, пропускаются через себя, и лишь затем проговариваются.
  • Речь интроверта более субъективная, «я-кающая», углубляющаяся внутрь вопроса.
  • Интроверту проще подстроиться под созданные жизненные условия, чем самому создавать новые.
  • Интроверт больше склонен к анализу уже имеющейся информации, чем к поиску новой. Углубление интереса для интроверта легче, чем расширение.
    Интроверт
  • Интроверт, в целом, более глубок, но менее объективен, чем экстраверт.
  • Образная аналогия: интроверт «выкопает один глубокий колодец, в то время как экстраверт выроет много неглубоких».
  • Для составления мнения интроверту проще глубоко осмыслить данные из одного источника, чем поверхностно сопоставлять чужие мнения.
  • Отдача энергии интроверта направлена внутрь и ориентирована на сохранение (у экстраверта – на расходование).
  • Потому, среднестатистический интроверт выглядит спокойным, усидчивым и молчаливым. Внимание сфокусированное, ему легче, чем экстраверту, выполнять одно дело, не отвлекаясь на другое. Работа в людном месте способна снизить продуктивность.
  • Для интроверта подходит лидерство в маленьких социальных группах, а также глубокое общение один на один.
  • Интровертам проще поддерживать уже созданные условия и существующие связи, чем искать и создавать новые.
Какие профессии подходят интровертам:
- Где предполагается взаимодействие с небольшим числом людей, выстраивание длительных отношений
- Где важно глубоко понимать и прорабатывать "вглубь" один-два процесса или человека
- Где необходимо усидчиво анализировать и изучать собранную ранее информацию
- Где нужно поддерживать и сохранять зону влияния

Примеры профессий для интровертов:
Экономист, бизнес-аналитик программист, бухгалтер, аналитик, психолог, ветеринар, массажист, повар, искусствовед, художник, дизайнер, стилист, косметолог, диетолог, садовод, медик, инженер, хозяйственник, архитектор, хирург, инспектор, следователь, научный сотрудник, библиотекарь, архивист, историк, лаборант, статистик, философ, гид, экспедитор, писатель, сценарист.
По дихотомии Рациональность / Иррациональность
ИРРАЦИОНАЛ
Иррационал - человек спонтанный, непоследовательный, меняющийся, нацеленный на процесс.

Плюс: гибкий, переключаемый, лёгкий на подъем
Минус: спонтанный, непредсказуемый, зависит от вдохновения

  • Иррационал ориентируется на: непосредственное восприятие, ощущения, впечатления, быстрее реагирует на смену ситуации; гибкий и более приспособляемый, непредсказуемый, безмятежный, динамичный
  • Движущая сила иррационала - впечатление. Доверяет ощущениям, ищет возможности для их испытать
  • Иррационал склонен достигать нескольких целей разом, параллельно и вразброс
  • Иррационал действует без заготовок, потому сосредоточен на текущей ситуации. Это дает возможность быстрее и гибче реагировать на изменения
  • Иррационал - человек более спонтанный, его стиль - "Давайте начинать, по ходу разберемся!"
  • Иррационал чаще рационала перепрыгивает с темы на тему, его речь непоследовательная, несколько сбивчивая, затрагивает больше тем, чем того требует контекст
  • Иррациональность усиливается этикой, ослабляется логикой
Какие профессии подходят иррационалам
· Где приходится действовать спонтанно, без плана и подготовки
· Где нужно часто переключаться с одного дела на другое
· Где необходимо разбираться "по ходу" и "по месту"
· Где востребовано вдохновение, а не регулярность
Рекомендации по профориентации
ПОДХОДЯЩИЕ ПРОФЕССИИ
Сфера деятельности: Оптимизаторская
Бизнес-аналитика, экономика, банковская сфера, маркетинг, ресурсоведение

Подходящие профессии: Деловые
Экономист, бизнес-аналитик, IT-специалист, программист, бухгалтер, финансист, банкир, социолог, проект-менеджер, информационный аналитик, логист, деловод, технолог, аудитор

Лучше всего разбирается в создании, проектировании и анализе различных экономических механизмов и технологий. Еще на стадии разработки Критику удаётся выявить множество недостатков системы, чтобы избежать исправлений на этапе реализации. Особенно хорошо может проявить себя в спокойной, уединённой обстановке, если до этого получил сильную мотивацию. Ему присуща волнообразная отдача энергии и всплески продуктивности. Быстро утомляется и теряет энтузиазм, если находится в экспрессивной, драматичной и театральной эмоциональной обстановке, либо в кругу капризных людей. Поскольку Критик – интроверт, ему лучше подходит деятельность ограниченная постоянным, проверенным кругом знакомств.
Склонности и саморазвитие
ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Склонность №1: Первая тенденция в поведении, с которой сталкивается не столько он, сколько его окружение – это его занудство, обламывание и критика чужих идей. Сами Бальзаки при этом думают: «Та я не обламываю и не херю ваши идеи, просто… там много ошибок, багов и фичей и мне просто важно на них указать!»
Рекомендация: Что с этим делать? Первое – понять, что умение видеть недостатки системы – это явный плюс, который просто-таки необходим для роста и развития. Так что с этим ничего не делаем, критиковать Бальзакам можно и нужно. Но вот второе – наряду с критикой старайтесь всегда предложить и аргументировать свою альтернативу. Потому что без альтернативного плана и аргументов ваша критика будет звучать просто как недовольство и вызовет одно лишь только раздражение.

Склонность №2: Часто у Бальзака на потоке имеется огромная куча креативных, проработанных, продуманных проектов… и большинство из них находится на стадии разработки, стартапов и идей, которые зависли и не доходят до реализации. Потому что «видите ли, здесь есть еще много неучтенных нюансов… И кстати, вот чем эта затея может обернуться!»… и снова, вместо ДЕЛАТЬ, Бальзак продолжает ПРОДУМЫВАТЬ.
Рекомендация: Что делать то? Идти туда, где, как раз-таки, требуются аналитики, тестировщики, логисты и инженеры! Ну и заручаться командой из более социально-активных социотипов, с помощью которых Бальзачьи проекты доводились бы до конца. В общем, Напы вам в помощь!

Склонность №3
: Бальзаки часто испытывают чувство неловкости на организованных праздниках, свадьбах, детских мероприятиях, где всем, вроде бы, должно быть весело. Критики говорят: «Ну какой смысл? Ну зачем с бубном плясать?». Речь не о неформальных встречах и посиделках друзей. Поржать то все любят. Это скорее об организованных праздниках, где важна ритуальная составляющая: "тут тебе приветствие, тут тост, тут поклон, тут общий конкурс, ну а теперь все стали в круг и взялись за руки!" - вот этого Бальзаки зачастую не любят.
Рекомендация: Что с этим делать? Да просто не связывайте свою профессию с развлечением других и всё. Бальзаки и без соционики чувствуют, что «аниматор и тамада» это не про них. Ну а что касается дружеских застолий или организованных праздников – будет вполне достаточно формального этикета. Тем более, если друзья вас давно знают, то, полагаю, они уже привыкли к тонкому сарказму с вашей стороны и давно не обижаются…

Чего не ожидать:
Экспрессивности, яркого и харизматичного поведения, драматизма, эмоционального сопереживания и чувственности, деликатности, тонкой разборчивости в вопросах эстетики, романтизма и наивности.

Опасность:
Условно, самый осаждающий социотип. При низком уровне сознания: скепсис, критиканство без предложения альтернатив, неверие, уныние, язвительность, сарказм

Склонности:
- Скептичен, склонен обращать особенное внимание на логические противоречия и несовершенства
- Желая указать на ошибки недостатки и не предоставляя альтернативы, способен демотивировать
- В эмоциональной сфере часто прибегает к крайностям (эмоции делятся на ровные, черные и белые)

Что развивать: Время и Технологии
Умение просчитывать риски и использовать деловые возможности, креативное и системное мышление, прокачивать умение мыслить на перспективу, замечать информационные детали, пользоваться современными технологиями и внедрять их на практике. А также такие качества, как изобретательность, распорядительность, умножение и распределение ресурсов, умение выгодно использовать имеющиеся обстоятельства, видение перспектив и возможностей, эрудиция, тяга к познанию, сосредоточенность, умение видеть суть, спокойствие ума
Запишитесь на бесплатное 15-минутное знакомство!